Выбираем микрофон для домашней студии. Какие бывают микрофоны и как выбрать правильный микрофон? Какие должны быть качества микрофона

Микрофон может использоваться как для записи музыки дома, стриминга или караоке, так и для концертных выступлений и записи целого оркестра. Динамические микрофоны, способные пережить резкие перепады звукового давления часто используют для точной передачи звука ударных, а конденсаторные микрофоны могут записывать даже самые тихие звуки.

Конденсаторные и динамические микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны, имеют широкий частотный диапазон, передают звук достовернее и могут быть очень компактными. Но они слишком чувствительны к падениям или ударам и не могут работать на холоде. Кроме того, для работы конденсаторного микрофона нужно дополнительное питание 48 В. Такая функция есть во многих микшерных пультах, предусилителях, внешних звуковых картах и других устройствах с микрофонным входом. Если же его нет, можно дополнительно приобрести блок с фантомным питанием. Конденсаторные микрофоны чаще всего используют в студиях звукозаписи, на телевидении и при видеосъемке.

Динамические микрофоны выдерживают резкие звуки или перепады в звуковом давлении, поэтому их часто используют для записи ударных установок. Их конструкция более надежная и менее подвержена выходу из строя после падения. Для динамических микрофонов в меньшей степени характерна проблема «обратной связи», они меньше «ловят» низкочастотные шумы или призвуки. Но у них не самый широкий частотный диапазон и ниже достоверность передачи звука. Динамические микрофоны используют в студиях, на выезде, на концертах, в театрах и дома.

Характеристики микрофонов

Чувствительность микрофона указывается в дБ, и чем меньше это значение по модулю, тем проще микрофону записывать тихие звуки. Некоторые динамические микрофоны имеют достаточно низкую чувствительность в -70 дБ, тогда как многие конденсаторные микрофоны обладают более высокой чувствительностью на уровне от -46 до -35 дБ и выше. Если необходимо провести запись в непосредственной близости от микрофона, не нужно гнаться за устройствами с высокой чувствительностью, и наоборот, если задача предполагает извлечение достаточно тихих звуков в камерной атмосфере (акустическая гитара, струнный квартет), нужно позаботиться о микрофоне с более высокой чувствительностью.

Максимальный уровень звукового давления (SPL) показывает, на какую громкость звука рассчитан микрофон. Высокими значениями уровня звукового давления являются показатели более 90 дБ. Такой шум можно ощутить вблизи Ниагарского водопада или на рок-концерте. Уровень шума в тихой студии звукозаписи составляет 10 дБ, а взлетающий реактивный самолет способен развивать звуковое давление, близкое к болевому порогу человека в 130 дБ. Микрофоны с высоким показателем максимального уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности или любой другой области, где источник звука очень мощный.

Одни из самых важных параметров микрофона динамический диапазон (способность воспроизводить самые тихие и самые громкие звуки без искажений) и отношение «сигнал/шум» (разница в дБ между 94 дБ динамического диапазона микрофона и собственным шумом). Что чем это значение, тем лучше - вы получите более чистое, прозрачное и динамичное звучание.

Чем шире частотный диапазон, тем звук при передаче более естественный и натуральный - и басовые инструменты не «съедаются», и высокие ноты хорошо слышны. Почти все динамические микрофоны имеют диапазон от 50 – 80 Гц до 15 кГц - этого достаточно для вокала и большей части акустических инструментов, за исключением самых низко- и высокочастотных - контрафагота, тубы, большого органа, рояля, контрабаса, большого барабана и скрипки, цимбал и многих деревянных духовых инструментов. Если же стоит задача качественно записать выступление симфонического оркестра, микрофон лучше подбирать с более широким диапазоном - конденсаторный. Для простой передачи речи достаточно охвата в 100 –10 000 Гц.

Чем больше сопротивление микрофона, тем хуже его слышно, если не использовать микшерный пульт или звуковую карту со встроенными предусилителями. При подключении высокоомного микрофона к стандартному входу компьютера или караоке звук будет очень тихим.

Специализированные микрофоны

Микрофоны для общения по сети стоят недорого, поскольку от них не требуют высокого качества звукопередачи. Они бывают настольного исполнения либо в виде «прищепки» для крепления на одежду.

Микрофоны для больших конференций четко передают речь и устраняют посторонние звуки (кашель, шуршание бумаг). Их можно разделить на настольные поверхностные микрофоны, микрофоны «на гусиной шее», микрофоны пограничного слоя (встраиваются в стол или в кафедру вровень с их поверхностью), а также ручные, петличные и головные.

Когда за небольшим столом собирается группа из нескольких человек, не обязательно каждому ее участнику ставить отдельный микрофон, достаточно установить в центре стола один всенаправленный микрофон. Если же участвующих в конференции много, и им необходимо говорить часто по очереди или выступать по одному перед всеми, лучше использовать однонаправленный микрофон «на гусиной шее», кардиоидный или суперкардиоидный, который улавливает звук только непосредственно говорящего в него.

Более продвинутый вариант - большие конференц-системы, состоящие из пульта «председателя» (который может управлять другими микрофонами), пультов «делегатов» и головного устройства, которое позволяет делать переводы, запись самой конференции и назначение групп делегатов. У таких пультов есть кнопка вкл/выкл, возможность подключения наушников, у некоторых - выбор перевода, встроенный динамик и подсветка на стержне микрофона.

Микрофоны для записи видео фотоаппаратом имеют возможность установки в «горячий башмак» (hot shoe) фотоаппарата и подключаются к нему через разъем 3,5 мм mini-jack (реже XLR).

Беспроводные микрофоны

Беспроводные микрофоны очень удобны и часто бывают необходимы в разных сферах - в театрах, на концертах или лекциях в больших аудиториях. Первое, что здесь необходимо учитывать - это расстояние, на котором может работать система, в среднем это 50 – 60 м. Но существуют и системы с дальностью действия до 100 м. Если нужно использовать несколько радиосистем в одном месте, нужно учитывать, сколько радиосистема может иметь разных частот, чтобы они не создавали друг другу проблем.

Головной или петличный микрофон, работающий с радиосистемой, имеет поясной (или карманный) передатчик, микрофон к которому подключается кабелем небольшой длины. Но не всякий микрофон можно подключить к любому передатчику. Недостаток беспроводных микрофонов - необходимость смены батареек или подзарядки аккумуляторов в среднем через 6 ч работы.

Дорогой профессиональный микрофон нет смысла приобретать, если нет соответствующего оборудования для его подключения - предусилителей или студийных звуковых карт и профессиональных записывающих устройств, а также подготовленного помещения (студии). Он не сможет работать в таких условиях в соответствии с заявленными характеристиками.

Если вы ищете недорогой, но качественный и надежный микрофон для дома, например, чтобы петь в домашнем караоке или записывать вокал на ноутбук, лучше выбрать динамический микрофон, поскольку он наименее подвержен поломке при случайных падениях или ударах и не требует дополнительного питания. Достаточно подключить его к звуковой карте, караоке-системе или в микшерный пульт.

Если микрофон подбирается для записи подкастов в домашних условиях, нужно учесть, насколько он чувствителен и «капризен» - конденсаторный микрофон с высокой чувствительностью будет записывать звуки работающих электроприборов в комнате. Для их устранения нужно будет позаботиться о дополнительных аксессуарах: поп-фильтре и микрофонной стойке.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Микрофоны, доступные на рынке сейчас – довольно сложные и высокотехнологичные устройства. Роль микрофонов в наши дни сложно переоценить – они используются повсеместно, и представить наш повседневный быт без них будет непросто. За сотню лет развития устройства сохранились конструктивные черты, объединяющие современные микрофоны с их предшественниками.

Первый угольный микрофон был изобретён в 1856 году французом Дю Монселем, и основывался на эффекте изменения у графитовых электродов сопротивления при изменении площади соприкосновения проводников. В 1880-ых годах конструкция была усовершенствована и воплощена в жизнь Томасом Эдисоном– он использовал вместо графитовых стержней угольный порошок (до сих пор встречается в аналоговых телефонных аппаратах).

В 1916 году был изобретён первый конденсаторный микрофон – инженер Эдуард Венте использовал в нём для преобразования звуковых волн в электрический сигнал принцип изменения ёмкости, а не сопротивления.

Японский учёный Ёгути в начале 20-ых на основе того же принципа создаёт первый электретный микрофон.
И, наконец, в 1924 году немцы Гервин Эрлах и Вальтер Шоттки создают первую модель динамического микрофона, который работает гораздо качественнее угольного, а по электрическим свойствам превосходит конденсаторный.

Долгое время микрофоны были довольно дорогими. Картина изменилась с появлением полевых транзисторов, позволяющим создавать эффективные, миниатюрные и лёгкие микрофоны.
Сегодня промышленное производство микрофонов достигает цифр в десятки миллионов в год, а разработкой и продажами занимается множество крупных брендов.

Область применения микрофона

Самое первое, с чем стоит определиться при выборе микрофона – область его применения. От этого будет зависеть оптимальный выбор – например, для общения по сети вам вряд ли понадобится вокальный микрофон. Можно выделить четыре типа по области применения.

· Вокальные микрофоны . Также иногда называются эстрадными. Чаще всего имеют привычный в глазах потребителей дизайн – ручка с ветрозащитной сеткой. Происходит это из-за необходимости унифицировать продукцию – такие микрофоны должны закрепляться в стандартных стойках, к ним можно легко подобрать сменную ветрозащиту. Можно разделить на проводные и беспроводные, а также по виду исполнения на ручные и микрофоны-прищепки, цепляющиеся на одежду (подходят для речевого жанра выступлений). Наиболее универсальный и популярный вариант исполнения – ручной микрофон, он отлично подходит для караоке.

· Микрофоны для конференций . Обладают удобным для конференций настольным типом исполнением – имеют подставку, или целиком выполнены в виде «тарелки».
· Общение по сети . Микрофоны для общения обычно более дёшевы, поскольку не требуют максимального качества звукопередачи. Представлены в основном настольным типом исполнения и типом «прищепка » для удобного крепления на одежду. Такого микрофона будет вполне достаточно для общения по Skype.

· Студийные микрофоны . Используются для записи звука в условиях студии. Обладают самым высоким качеством записи и высокой чувствительностью, а соответственно, и самыми высокими ценами. Покупка для домашнего использования тоже возможна, если вы занимаетесь записью треков или голоса.

Какой тип микрофона лучше?

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны состоят, по сути, из конденсатора, одна из обкладок которого выполнена из эластичного металлизированного материала, благодаря чему подвижна, и подвергается воздействию звуковых волн. Таким образом, при её колебаниях изменяется ёмкость конденсатора, возникают переменные токи и акустические волны преобразуются в электрический сигнал.

Эти микрофоны отлично подойдут для студии, благодаря наиболее чистому и качественному захвату звука. Но обладают и рядом недостатков – они очень чувствительны к окружающей среде, реагируют на влажность, температуру, расстояние до источника звука и общую зашумлённость пространства. Так что в студии, при стационарном использовании для звукозаписи получится раскрыть положительные качества микрофона и избежать отрицательных. Если вы всё-таки хотите приобрести такой микрофон для домашнего использования – помните, что вам как минимум понадобится хорошая звуковая карта и усилитель с фантомными 48 Вольтами.

Преимущества конденсаторных микрофонов

· Более широкий частотный диапазон и диаграмма направленности
· Качественное и чистое звучание – благодаря большой чувствительности
· Существуют очень миниатюрные модели

Недостатки


· Нуждаются в дополнительном источнике питания – обычно требуют фантомного питания в 48В, которое есть не на всех микшерных пультах. Это налагает ограничение на области использования.
· Сложно использовать в «полевых» условиях – реагируют на изменения температуры, влажности, и тп.
· Хрупкость конструкции
· Ловит все отражённые шумы, эхо. Оборотная сторона высокой чувствительности
· Высокая стоимость

Электретные микрофоны

Электретный микрофон по устройству схож с конденсаторным. Также имеется миниатюрный конденсатор с подвижной обкладкой, предусиление сигнала осуществляется с помощью полевого транзистора. Такие микрофоны тоже требуют фантомного питания в 3 В, что уже не является проблемой для любой встроенной звуковой карты. Могут быть очень компактны.

Электретные микрофоны обладают миниатюрностью конденсаторных, но неприхотливы в использовании и дёшевы. К сожалению, при этом они не могут похвастаться хорошей передачей звука и чувствительностью, но идеально подходят для рядового пользователя с целью голосового общения (по Skype, например).

Недостатки

· Невысокое качество захвата звука
· Меньшая чувствительность

Преимущества

· Не нужен дополнительный источник питания
· Неприхотливость в использовании, малочувствителен к условиям использования
· Компактность

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны сильно отличаются от предыдущих рассмотренных типов. В них используется принцип электромагнитной индукции – звуковые волны преобразуются за счёт токов, возникающих в катушке индуктивности, помещённой в магнитное поле и прикреплённой к эластичной мембране, колебания которой перемещают катушку.
В результате такой конструкции динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, что даёт им преимущество перед конденсаторными. Эти микрофоны также менее чувствительны к шуму, и могут хорошо работать при высоком звуковом давлении, что делает их удобными при использовании для вокала с громким, грубом тембром – в жанрах рока или альтернативной музыки, например. Также часто применяется как концертный микрофон.

Стоит выбирать, как микрофон для выступлений разного характера, или микрофон для караоке (наиболее распространённый тип исполнения – ручной микрофон). Дополнительным плюсом будет более низкая цена, чем у конденсаторных.

Недостатки:

· Уступает в качестве захвата звука конденсаторным
· Наименьший диапазон частот
· Может искажать тембр голоса

Преимущества

· Позволяют записывать громкие звуки, терпит «перегрузки»
· Менее чувствителен к шуму
· Не ловит «эхо»
· Невысокая стоимость
· Не требует дополнительного источника питания

Диаграмма направленности

Одна из главных характеристик – диаграмма направленности микрофона. Именно от неё зависит то, как микрофон реагирует на звук. Можно выделить основные 5 типов диаграмм.

· Кардиоидная диаграмма . Напоминает форму сердца, звук лучше всего снимается прямо перед микрофоном, немного хуже сбоку, и совсем не снимается сзади микрофона. Звук с боков от микрофона будет менее громок, что делает такую диаграмму удобной для записи нескольких инструментов, если вам нужно при этом выделить только один. У кардиоидной диаграмма есть эффект приближения – низкие частоты усиливаются по мере приближения микрофона к источнику звука.

· диаграмма . Имеет более узкую зону захвата спереди, по бокам – мёртвые зоны, и небольшую зону захвата сзади.
· Гиперкардиоидная диаграмма . Такие микрофоны ещё называют узконаправленными - зона захвата перед ними уже, сзади – шире, чем у суперкардиоидной диаграммы. По бока – также мёртвые зоны. Отличается тем, что хорошо захватывает удалённые звуки, при этом игнорируя шумовой фон. Важно расположение плоскости датчика к звуку – микрофон должен быть идеально направлен на источник. Такой микрофон используют репортёры, чтобы записать источник, подойти к которому близко невозможно.
· Диаграмма - "восьмёрка" . Диаграмма в виде цифры восемь, микрофон одинаково чувствителен к звуку сзади и спереди, и имеет мёртвые зоны по бокам. Используется для специализированной стерео-записи больших ансамблей инструментов, оркестров.

· диаграмма . Наиболее универсальная для широкого круга задач, воспринимает звук одинаково со всех сторон, без усиления и искажения каких-либо частот. Лучше прочих подходит для снятия звука с инструментов с широким диапазоном, для п
· Однонаправленные микрофоны - имеют зону захвата звука прямо перед микрофоном. Удобны для записи в недостаточно изолированном от посторонних звуков помещении, или для устранения акустических эффектов. Подойдут, например, для интервью на улице.

На что ещё обратить внимание при выборе микрофона?

Уровень звукового давления

Этот параметр показывает, на какой уровень громкости звуков рассчитан микрофон. Чем он выше, тем правильнее и с меньшим количеством искажений микрофон будет передавать звук.
Высокими значениями уровня звукового давление являются показатели более 90 дБ . А почти такой же шум, к примеру, производит Ниагарский водопад. Ну, или средненький рок-концерт.
Таким образом, микрофоны с высоким показателем уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности, или в любой другой области, где источник звука будет очень мощным.

Частотный диапазон

Чем шире частотный диапазон микрофона, тем качественнее микрофон будет захватывать звук. Для простой речи, для общения, достаточно будет охвата от 100 до 10 000 Гц . Для качественной записи инструментов или вокала может понадобится уже более широкий охват частот.

, вы сможете позволить себе микрофон для общения любого типа исполнения – настольный, прищепку, или ручной. Вряд ли такой микрофон будет достаточен для качественной записи речи, скорее это вариант для Skype.

Располагая суммой до 10 000 рублей , вы сможете позволить себе уже более качественный, брендовый микрофон начального уровня. Хороший вариант для караоке, любительской записи голоса/инструментов.

Микрофоны дороже 10 000 рублей будут отличаться максимальным частотным диапазоном, чувствительностью, и скорее подразумевают студийное использование, либо использование в концертной деятельности – например, микрофоны, рассчитанные на высокий уровень звукового давления. Приобретать такие модели стоит, если вы точно знаете, чего хотите от микрофона.

Говоря про стоимость, можно вспомнить известную поговорку: «Хорошее дешевым не бывает». Но возникает вопрос - а насколько дорогим должен быть качественный микрофон?

Основной правило звучит так: приобретать надо такой микрофон, который будет соответствовать вашим и только вашим запросам. Студийные микрофоны сильно отличаются от обычных бытовых - и не только более высоким качеством или повышенными техническими характеристиками. Прежде всего, для них четко определены области применения.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где, в каких целях и с каким оборудованием вы будете его использовать. Каждый микрофон имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны в сравнении с другими моделями. Из-за этого на профессиональных студиях звукозаписи, как правило, бывает несколько микрофонов для разных задач. И, конечно же, не имеет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон фирмы или Neumann, если вы собираетесь производить запись семейных торжеств в доме, где с акустикой большие проблемы.

Типы микрофонов


Студийные микрофоны можно условно разделить на две большие группы: для вокала (голоса) и инструментальные. Если вы собираетесь купить один из них, его купить, вначале нужно определиться, для чего конкретно он нужен.

По типу устройства микрофоны бывают ленточными, динамическими и конденсаторными. Эти названия определяют, как звук преобразуется в электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны дают качественный звук с хорошей передачей высоких частот. Преимущественно их используют в студиях для озвучивания вокала (голоса) и акустических инструментов. Таким микрофонам обычно нужно дополнительное питание (называемое также фантомным, потому что по одному кабелю передается и напряжение питания, и звуковой сигнал): они гораздо качественнее динамических. Могут иметь относительно небольшой размер.


Динамические микрофоны применяются в основном для озвучивания гитар и барабанов, в работе не требуют фантомного питания.

Устройство динамического микрофона

Ленточные микрофоны дают теплый, мягкий звук и применяются чаще всего для озвучивания гитар и духовых инструментов. Также не требуют фантомного питания.



Направленность

Еще один параметр, который надо принимать во внимание при выборе конкретной модели: характеристика направленности микрофона. Не вдаваясь в физические подробности, можно сказать, что это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений.

Существуют ненаправленные (всенаправленные), воспринимающие звук с любого направления микрофоны, которые подходят при записи объемного звучания на студиях, для передачи чистого, естественного звука на живых выступлениях, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для пресс-конференций. Зачастую их называют «omni» от английского «omnidirectional» – «всенаправленный». Они не имеют эффекта «приближения»: когда источник звука находится на расстоянии около 1-2 сантиметров от микрофонной сеточки, то появляется заметное увеличение отклика низких частот.

Плоский настольный всенаправленный конференционный микрофон

«Двунаправленные» (или «восьмерки» - так их называют из-за формы диаграммы направленности) применяются в студиях при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее, чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов. Кроме того, они полезны, когда требуется сильное отсекание звука (например, при записи вокала певца, который одновременно играет на гитаре). Такие микрофоны нечувствительны к звукам с боков.

«Двунаправленный» микрофон

Следующий тип принимает звук только с одного направления. Диаграмма направленности этого микрофона - кардиоида - напоминает нарисованное сердечко: такие микрофоны чувствительны к звукам источников, находящихся непосредственно напротив, и нечувствительным к тому, что происходит позади. Фактически, это «рабочая лошадка» для записи вокала и инструментов. Он хорошо воспринимает звук от близко расположенных источников и изолирует запись от окружающих шумов, как на сцене, так и в студии.

Суперкардиоидные микрофоны (которые иногда называют «пушкой») лучше всего воспринимают звук спереди микрофона, частично подавляют звуки сбоку и сзади, имеют более узкий, чем кардиоида, передний лепесток направленности. Хорошо подходят для записи реалити-шоу в студии.

Диаграмма направленности гиперкардиоида - остронаправленная, подходит для изоляции посторонних звуков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Компании и модели

Основные «игроки» в области разработки и производства студийных микрофонов, как правило, зарубежные. Давайте немного познакомимся с ними и их продукцией.

Behringer

Немецкая компания (сейчас принадлежит холдингу Music Group) была основана Ули Берингером в 1989 году в городе Виллих, Германия.

Наиболее известные модели обеих компаний, которые выбирают профессионалы - это , и другие.

Вряд ли найдется в мире профессионально работающих со звуком людей человек, не слышавший об американской компании, которую кратко называют Shure. Она специализируется на создании и производстве профессионального студийного оборудования. Компания была основана Сидни Н. Шуром в 1925 году как The Shure Radio Company. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, стремится заполучить для работы ее продукцию.

Как в любой сфере человеческой деятельности, в профессиональном звуковом оборудовании существуют топовые изделия, которые остаются популярнейшими на многие и многие годы. Таковыми являются, безусловно, микрофоны и . Естественно, схемы этих моделей постоянно совершенствуются, обновляются технологии изготовления, модернизируются детали. Однако конструкция в целом остается прежней, и все то же легендарное звучание радует слушателей и артистов уже не одно десятилетие.

Австралийская компания производит большое количество самых разнообразных микрофонов, в том числе и студийных. Компания была основана мужем и женой Генри и Астрид Фридман в 1967 году, после их эмиграции из Швеции в Австралию.

К примеру, одна из моделей компании, является победителем конкурса Electronic Musician 2004 Editor’s Choice Award как микрофон с самым низким уровнем собственного шума.

Больше, чем просто техника


Микрофоны «одушевляются» человеком, как никакой другой прибор. Исполнители и дикторы наделяют их своими характерными чертами и «повадками». И вообще, отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору.

Мы рассказали вам о самых различных моделях студийных микрофонов, но количество методов их использования столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Главный учитель здесь - практика и ее критическое осмысление.

В зависимости от сферы применения микрофоны делятся на следующие категории.

Измерительные микрофоны – применяются для измерения различных акустических характеристик помещений.

Концертные микрофоны – используются на живых концертах и выступлениях. Они должны отличаться повышенной надежностью, удароустойчивостью. Могут быть проводные микрофоны и радиомикрофоны (дают большую свободу передвижения по сцене, следовательно, более удобны).

Студийные микрофоны – используются для записи звука вокала и музыкальных инструментов. Они самые дорогие, однако существуют и бюджетные модели для записи звука в домашних условиях. Качество записи также зависит от оборудования, с которым будет использоваться студийный микрофон.

  • Вокальные (акустические) микрофоны – используются для озвучивания и записи человеческого голоса. Отличаются подъемом АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) в области 2-4 кГц – это подчеркивает яркость вокала. Некоторые микрофоны хорошо показывают себя при записи струнных или духовых инструментов.
  • Инструментальные микрофоны – позволяют озвучивать и записывать музыкальные инструменты. Для этих микрофонов характерен подъем АЧХ на частотах, присущих конкретному музыкальному инструменту. Поэтому такие модели выбираются под определенные виды инструментов: например, один и тот же микрофон может лучше работать с фортепиано и хуже с ударными.

Компьютерные микрофоны – наиболее дешевые и простые модели. Используются в основном для общения через Интернет, например, в Skype, для озвучивания видеороликов. Требования к ним значительно ниже. Прежде всего, микрофоны должны быть удобны для пользователя.

По устройству различают несколько видов компьютерных микрофонов:

  • настольные микрофоны – представляют собой подставку с прикрепленным к ней микрофоном. Неудобство состоит в том, что нужно неподвижно держать голову на постоянном расстоянии от микрофона, чтобы звук был равномерным;
  • микрофоны-петлички – конструкция, которая крепится с помощью прищепки к одежде. Недостаток – удаленность от головы. Чтобы звук был достаточно четким необходимо увеличивать чувствительность микрофона, но при этом будут сильно слышны посторонние звуки;
  • гарнитуры – наиболее популярные конструкции, состоящие из наушников и микрофона.

Бывают микрофоны для ноутбука, телефона и планшета: от компьютерных отличаются только лишь конструкцией. Особой популярностью не пользуются.

Другие виды микрофонов

Микрофоны для видеокамеры – используются в тандеме с видеокамерой, для чего предусмотрено соответствующее крепление на ее корпусе.

Микрофоны для диктофона – применяются для работы вместе с диктофонами. Хотя в этих приборах имеется встроенный микрофон, внешнее устройство во многих случаях работает эффективнее.

Микрофоны для видеопроизводств а – подразделяются на две категории:

  • для «полевых» репортажей – динамические всенаправленные микрофоны, которые отличаются хорошей чувствительностью;
  • для студийной работы – конденсаторные одно- или двунаправленные модели, обеспечивающие высокое качество передачи звука.

Микрофоны для конференций – применяются в пресс-центрах, на трибунах. Дают хорошее качество звукопередачи независимо от положения оратора по отношению к микрофону, что важно для комфортного выступления.

Тип

Конденсаторные микрофоны – применяются в основном для записи звука в студии или домашних условиях. Они требуют дополнительного питания: либо от аккумулятора, либо от сети, либо питание подается от разъема подключения (так называемое «фантомное» питание). Позволяют записывать звук с минимальными искажениями. Недостатки – высокая цена, требуется дополнительное питание.

  • Конденсаторные ламповые – разновидность предыдущих микрофонов. Характеризуются особенным «теплым» звучанием, которое высоко ценят многие слушатели и профессиональные музыканты. Используются в студийной работе. Минус – высокая стоимость.

Динамические микрофоны – используются для живого звука на концертах, различных мероприятиях, караоке. Имеют прочную конструкцию, устойчивы к падениям и ударам. Преимущества – невысокая цена, не требуется дополнительное питание (микрофон достаточно подключить в соответствующий разъем), возможность записи звука с высоким звуковым давлением, например, барабанов.

    Динамические ленточные – разновидность динамических микрофонов. Отличаются от стандартных моделей более высокой точностью передачи звука. В итоге получается «бархатный» звук. Недостатки: высокая цена, громоздкость, хрупкость. Такие микрофоны встречаются редко и применяются в студиях.

Электретные микрофоны – по характеристикам напоминают конденсаторные модели. Выгодно отличаются меньшей ценой, большей компактностью, лучшей устойчивостью к внешним воздействиям. Одним устройствам достаточно питания от аккумулятора, другие требуют мощное «фантомное» питание.

Направленность

Данная характеристика отображает чувствительность микрофона к месту расположения источника звука.

Виды микрофонов в зависимости от направленности.

Одно- или двунаправленные микрофоны – воспринимают звук только с одной или двух сторон. Виды направленностей:

  • кардиоидная направленность – микрофон воспринимает только звук, идущий спереди. Звуки с остальных сторон практически игнорируются;
  • суперкардиоидная направленность – область, в которой микрофон воспринимает звук уже, чем у предыдущей версии. Также он частично улавливает звук, идущий сзади;
  • гиперкардиоидная направленность – аналогична суперкардиоидной, однако "задняя" зона восприятия звука чуть больше;
  • полукардиоидная направленность – характерна для микрофонов, которые необходимо располагать на какой-либо поверхности;
  • восьмерка – микрофоны с такой направленностью воспринимают звук, поступающий спереди с сзади одинаково хорошо, но полностью игнорируют звуки, идущие сбоку.

Всенаправленные – такие микрофоны воспринимают звук с любой точки расположения источника звука. Вариантом всенаправленных микрофонов являются устройства с полусферической направленностью – они воспринимают звук из полусферы, передней либо задней.

Некоторые модели имеют переключатель направленности, позволяющий изменять их в зависимости от применения микрофона. Это особенно полезно для студийных микрофонов.

Питание

«Фантомное» – питание поступает по кабелю, соединяющему микрофон и принимающее оборудование. Этот вариант избавляет от необходимости контролировать уровень заряда аккумулятора. В то же время свобода передвижения зависит от длины сетевого кабеля.

Важно : чтобы микрофон нормально работал, требуется ресивер или усилитель, поддерживающий такое питание. Некоторые устройства оснащены модулем, который дает возможность питаться от обычной сети (220 В).

Аккумулятор – не имеет лишних проводов и обеспечивает максимальную свободу передвижения, чем выгодно отличается от фантомного способа. Правда, такой вариант требует регулярной подзарядки батареи. Применяется в электретных, устройствах с беспроводным подключением. Почти не встречается в конденсаторных микрофонах.

Аккумулятор / фантомное – работает от двух способов питания. Универсальное решение.

Характеристики

Чувствительность – показывает минимальный уровень звука, который воспринимает микрофон, обозначается в одной из единиц измерения:

  • децибелы (Дб) – чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон;
  • милливольты на паскаль (мВ/Па) –чем выше значение, тем более чувствительный микрофон.

Уровень звукового давления – показывает максимальный уровень громкости, который может принять микрофон. Измеряется в децибелах (Дб). Среднее значение – 100 Дб, повышенное значение – 130 Дб.

Частотная характеристика – диапазон частот, в котором микрофон формирует звук. Чем ниже принимаемый звук, тем меньше должно быть нижнее значение диапазона. Например, для вокала достаточно диапазона 80-15000 Гц , а для записи барабанов потребуется частота 30-15000Гц .

Разрядность и частота дискретизации АЦП – АЦП (аналого-цифровой преобразователь) превращает аналоговый сигнал от капсюля микрофона в «цифру». Чем больше разрядность и частота дискретизации, тем ближе цифровой звук к первоначальному аналоговому звуку.

Ориентировочные показатели:

  • разрядность АЦП – 16 бит (профессиональные микрофоны), 32 бит (элитные модели);
  • частота дискретизации АЦП – оптимальной считается 8 кГц. Встречаются микрофоны, у которых частота дискретизации составляет 96 кГц, что не всегда оправданно – с повышением этого параметра увеличивается объем передаваемых данных.

Соотношение сигнал / шум – чем больше это соотношение, тем меньше искажается звук. Измеряется в децибелах (дБ). У хороших микрофонов этот параметр составляет 64-66 дБ, профессиональные модели могут похвастаться величиной в 72 дБ и выше.

Номинальное сопротивление (импеданс) – сопротивление устройства переменному току. От этого параметра зависит совместимость микрофона с оборудованием, к которому он подключается. Импеданс особенно важен в профессиональной технике, а вот для устройств, работающих в паре с ноутбуками, компьютерами, телефонами, этот параметр зачастую не указывается.

Длина кабеля или радиус действия – от этого параметра зависит степень свободы передвижения и удобство эксплуатации устройства. Чем длиннее провод / выше радиус действия беспроводного соединения, тем комфортнее работа с микрофоном.

Важно : радиус действия указывается в расчете на идеальные условия (в том числе отсутствие помех, полный заряд батареи). Фактическая величина будет меньше. Поэтому выбирайте беспроводной микрофон с некоторым запасом по радиусу действия.

Интерфейсы

XLR – такое подключение устойчиво к помехам, надежно фиксируется в гнезде. Минус – большой размер разъема. Микрофоны с XLR относятся к профессиональным моделям, где требуется высокое качество передачи сигнала.

  • mini-XLR – уменьшенный вариант предыдущего интерфейса. Используется в более компактной технике.

mini-Jack (3.5 мм) – широко распространенный интерфейс. Данное подключение обеспечивает сравнительно невысокое качество передачи сигнала. Для профессиональной работы микрофоны с интерфейсом mini-Jack не подойдут.

Jack (6.35 мм) – средний вариант между mini-Jack и XLR. Подобный вариант дает более надежное соединение, снижает возможность появления помех. Увеличение размера такого разъема усложняет его использование в портативном оборудовании. Чаще всего интерфейс Jack используется в микрофонах для караоке.

TA4F – специальный разъем, имеющий небольшие размеры. Встречается в профессиональных микрофонах, например, компактных петличных и головных моделях.

USB – чаще всего используется в студийных микрофонах.

Lighting/30-pin – применяется в микрофонах для телефонов и планшетов компании Apple. 30-pin – устаревший интерфейс (до 2011 включительно), Lighting используется в современной технике (с 2012). Для соединения этих разъемов нужен переходник.

Иногда в микрофонах встречаются фирменные интерфейсы – они применяются определенными производителями.

Функции

Беспроводное подключение – обеспечивает максимальную свободу передвижения, что важно при работе на сцене. В отличие от проводных моделей, такие микрофоны нуждаются в аккумуляторах, да и цена их выше. Среди других минусов: небольшая вероятность помех, ограниченное время автономной работы. Встречается в вокальных микрофонах.

Принцип работы: микрофон подключается к приемнику с помощью радиоканала, сам же приемник соединяется с усилителем проводным способом.

  • Ручной – удерживается в руке. Широко используется при проведении концертов, фестивалей, презентаций, для пения с караоке.
  • Петличный – освобождает руки пользователя. В основном применяется при записи телепрограмм.
  • Головной – как и предыдущий вариант оставляет руки свободными, но находится намного ближе ко рту говорящего, что улучшает четкость звука. В некоторых ситуациях головной микрофон проще закрепить, чем петличный – он не предъявляет никаких требований к одежде.
  • Ручной+головной , ручной+петличный – комбинации предыдущих типов, сочетающие их преимущества.

Радиосистема – беспроводной микрофон, оснащенный ресивером и другими приспособлениями, необходимыми для работы. Это решение более удобно, чем поиск и приобретение по отдельности дополнительного оборудования, прежде всего ресивера.

Гибкая ножка – позволяет менять положение капсюля без необходимости передвигать микрофон. Этой же цели служит и жесткая ножка с поворотным креплением, но по сравнению с ней гибкий аналог дает большую степень свободы. Используется в микрофонах для ноутбука, компьютера и микрофонах для конференций.

ФНЧ – фильтр низких частот (Roll-off). Понижает уровень низких частот, что улучшает качество звукопередачи. В итоге заметно уменьшается количество помех от шума ветра, дыхания человека, ударов по микрофону. Такая опция пригодится, чтобы контролировать «эффект приближения» (повышение громкости низких частот в случае приближения к источнику шума). Встречается в электретных и конденсаторных моделях.

Стереозапись – записывает звук с микрофона в стереоформате. Обычно такая функция реализуется в двунаправленных микрофонах, реже – в парных комплектах.

Аттенюатор – снижает уровень сигнала на выходе. Применяется для ослабления громкости звука с целью недопущения перегрузки оборудования.

Отключение микрофона – полезно в ряде случаев: при связи по Skype, чтобы собеседник не слышал посторонние разговоры; во избежание появления неприятного звучания в колонках из-за перестановки микрофона и так далее.

Регулировка чувствительности – дает возможность менять настройки микрофона исходя из текущей ситуации (прежде всего, громкость звука). При этом не нужно пользоваться регулировками в других элементах аудиосистемы.

Переключение ДН – позволяет выбирать диаграмму направленности (ДН) однонаправленного микрофона (кардиодная, суперкардиодная и так далее). В некоторых моделях эта опция используется для переключения между разными форматами работы (однонаправленный, двунаправленный, всенаправленный).

Выход на наушники – для подключения наушников к микрофону. Такой вариант характерен для студийных устройств, поскольку помогает контролировать качество вокала при записи. Чаще всего наушники подключаются через mini-Jack.

Материал корпуса

Пластик – дешевый, легкий, устойчивый к коррозии материал. Минус – невысокая прочность. Используется в гарнитурах, микрофонах-петличках, компьютерных, ноутбучных моделях, а также устройствах для видеокамеры.

Металл – выигрывает у пластика в прочности. Недостатки: высокая цена, значительный вес, подверженность коррозии. Применяется в вокальных, инструментальных, студийных микрофонах.

Оснащение

Трансмиттер (внешний) – устройство, которым оснащаются модели миниатюрной формы с беспроводным соединением (гарнитуры, микрофоны-петлички). Микрофон подключается к трансмиттеру, который подвешивается на поясе. Такая конструкция микрофона позволяет его подсоединить к другой технике, а не только к передатчику.

Ресивер – приемник, который встречается в микрофонах с беспроводным соединением. Ресивер подключается к различной аудиотехнике, например, усилителю для передачи на него сигнала с микрофона.

Крепление на монитор – применяется в компьютерных микрофонах. Удачное решение при дефиците свободного места на столе, где находится компьютер. Такое крепление можно использовать и для работы с ноутбуком.

Оголенный провод – открытый участок микрофона, который служит для подключения к оборудованию, у которого есть клеммы (в том числе системы громкой трансляции). Соответственно, у такого микрофона отсутствует штекер.

Дисплей – отображает информацию о работе микрофона. Чаще всего встречается в беспроводных моделях, при использовании которых важно знать об уровне заряда аккумулятора, выбранном канале и так далее.

Держатель для стойки – позволяет легко устанавливать модель на стойку / штатив или же снимать его. Такой держатель используется в инструментальных и вокальных микрофонах. Пригодится в концертной деятельности.

Антишоковый подвес («паук») – гасит помехи в звучании от различных вибраций микрофона, вызванных шагами людей или работой техники.

Поп-фильтр – круглая пластина, которая устанавливается перед студийным микрофоном при записи вокала. Такой экран предотвращает помехи в звучании от потока воздуха (выдохов в микрофон). Поп-фильтр защищает микрофон от попадания брызг слюны, что продлевает его срок службы.

Съемный кабель – дает возможность поменять комплектный кабель на более длинный или короткий. Это решение заметно упрощает транспортировку и хранение микрофона.

Адаптер питания – подает фантомное питание от стандартной розетки (220 В) на электретный или конденсаторный микрофон. Полезен, если требуется подключить микрофон к ресиверам, плеерам и другой технике, у которой отсутствуют входы с фантомным питанием.

Тренога – миниатюрный штатив для установки микрофона на стол и другую высокую поверхность. Подобный штатив легко переносить, однако такое решение не годится для работы с конструкцией на полу или земле.

При выборе следует помнить, если у вас ограниченный бюджет и основное применение микрофона – это домашнее использование, то можно ограничиться покупкой динамического микрофона. Если вам необходимо добиться максимального качества записи голоса, музыкальных инструментов, то необходимо приобрести более дорогой конденсаторный микрофон.

На рынке представлен широкий выбор микрофонов по различным ценам. Как разобраться в этом многообразии, какой микрофон выбрать? О том, на что стоит обращать внимание при выборе микрофона, и в целом о том, как выбрать микрофон и пойдет речь в данной статье.

Микрофон – это электроакустический прибор, основными функциями которого является звукозапись и звукоусиление. Современный мир кино и музыки, невозможно представить без микрофона. Да и каждый из нас ежедневно пользуется данным устройством, как минимум в телефоне.

Очень важно четко понимать, что микрофоны обладают определенными техническими характеристиками, которые будут различаться в зависимости от области применения устройства. Итак, для начала стоит определиться, для чего Вам нужен микрофон. А здесь вариантов много, как для живых выступлений, так и для записи звуков в различных условиях, а возможно, Вам нужен микрофон для компьютера, чтобы можно было общаться с друзьями посредством интернета. И естественно, что в последнем случае, не нужно тратиться на дорогой микрофон, Вашу потребность удовлетворит и самый простейший микрофон с USB разъемом.

Виды микрофонов

Существуют два наиболее востребованных вида микрофона: конденсаторный и динамический. Остановимся подробней на использовании каждого вида и их устройстве.

Динамический микрофон

Плюсом данного вида микрофона является то, что ему не нужен внешний источник питания, кроме того его устройство достаточно простое. Принцип работы основан на колебаниях мембраны, которые передаются токопроводу, проходящему через магнитное поле.

Данный вид микрофона широко используется для живых выступлений, концертов, хотя в звукозаписывающих студиях их тоже используют. Кроме того, существуют модели динамических микрофонов специально разработанных для различных инструментов (например, для разнообразных барабанов).

Конденсаторный микрофон

Его действие основано на изменении емкости конденсата, который располагается между обкладками, на которые и воздействует звук. Для данного типа микрофона необходим внешний источник питания. Данные микрофоны более подходят для студийной работы, а именно для звукозаписи, они передают звук наиболее чисто и качественно. Однако они очень чувствительны к внешним условиям (влажность, температура окружающей среды, расстояние до источника звука, к посторонним звукам), что исключает их использование в «полевых» условиях. Однако есть модели данного типа, которые можно использовать и при живых выступлениях, например, выступлении хора. Такие микрофоны устанавливают на специальные держатели.

Как выбрать микрофон: характеристики

Для того чтобы правильно выбрать микрофон, важно разбираться в его технических характеристиках, или хотя бы знать, что они означают. Рассмотрим основные характеристики микрофона, которые влияют на качество передачи звуков:

  • чувствительность
  • направленность
  • уровень звукового давления
  • диапазон частот

Остановимся на каждом показателе подробнее.

Чувствительность

Данный показатель указывает, насколько тихий звук может определить Ваш микрофон. Стоит заметить, что конденсаторные микрофоны более чувствительны. Однако не всегда высокая чувствительность оправдана, например, для записи речи на улице, или в шумных помещениях. Высокая чувствительность ненаправленного микрофона окажет Вам плохую услугу, и запись будет «загрязнена» множеством сторонних звуков.

Направленность

Данный показатель характеризует то, как микрофон воспринимает звуки, воздействующие на него с разных сторон. Различают микрофоны: ненаправленный, двунаправленный (направленность восьмерка), кардиоидный, гиперкардиоидный.

Так, если направленность у микрофона – круг (или ненаправленный микрофон), то он будет воспринимать все звуки, откуда бы они ни исходили, что не всегда удобно, например, при записи интервью на улице больше подойдет узконаправленный микрофон, так называемая модель «пушка».

Уровень звукового давления

Данный показатель указывает на то, какой силы звук может передать микрофон, не исказив его. Высоким считается показатель 130-140 дБ, данный параметр важен, если Вы собираетесь использовать микрофон для передачи громких звуков (например, звуки барабана).

Диапазон частот

Чем шире диапазон частот, тем лучше, тем качественней будет микрофон передавать звуки. Так человеческая речь находится в промежутке частот 100 (бас)-10 тыс. Гц (писк), и если Вы возьмете микрофон с чувствительностью меньше, то с записью вокала могут возникнуть проблемы. Однако для записи речи достаточно покрытия частот от 300 до 3400Гц.

  • Помимо технических характеристик, перечисленных выше, существуют и другие, это вес, компактность, длина кабеля и так далее, которые не особо влияют на звук, однако весьма влияют на удобство использования микрофона.
  • По предназначению микрофоны бывают:
    • ручные,
    • петличные,
    • подвесные,
    • настольные,
    • накамерные,
    • потайные, прикрепляемые к музыкальным инструментам и так далее.

Стоит также помнить, что микрофон должен быть произведен из качественных материалов.

Прежде чем покупать микрофон, почитайте отзывы о понравившейся модели и производителе. Ведь не всегда характеристики могут рассказать все. И только опытным путем, можно понять, удачная или нет понравившаяся модель.

В меру того, что караоке все больше и больше приобретает популярность среди любителей петь, возникает вопрос, как выбрать микрофон для караоке. О наиболее важных характеристиках микрофонов, для четкой передачи вокала, Вы уже знаете, ну и, конечно же, обратите внимание на длину кабеля микрофона, его разъем, а так же помните, что Вам нужен ручной микрофон. А главным ограничителем выбора, будет все-таки бюджет.

Поделиться